Современные информационные технологии для теплоэнергетики

Д.т.н. Очков В.Ф.

Московский энергетический институт (технический университет)

(Сборник трудов Международной научно-технической конференции "Современное состояние и перспективы развития энергетики". Ташкентский государственный технический университет им. Беруни, 2006, стр. 15-21)

Другие работы >>>>>>>

Последнее время ведутся упорные разговоры о том, что России как-то нужно «слезть с нефтяной иглы» и начать интенсивно развивать другие конкурентоспособные экспортно-направленные сферы деятельности. В противном случае после истощения нефтяных и газовых месторождений или мировой переориентации на другие виды энергии Россию ждет судьба заброшенного шахтерского поселка, пришедшего в упадок после полной выработки угля в шахте и/или отказа электростанции и промышленности от угля как основного (и единственного) вида топлива.

Промежуточным этапом такого болезненного, но неизбежного «схода с топливно-сырьевой иглы» может быть частичный, а в перспективе и полный отказ от экспорта первичных энергоресурсов – сырой нефти и природного газа и переход на экспорт электроэнергии и продуктов глубокой переработки природных углеводородов. Для этого, в частности, необходимо не вводить в строй экологически опасные нефте- и газопроводы, а строить новые современные электростанции и экологически безопасные линии электропередач. Но пока же речь может идти только об интенсивном вводе в строй дополнительных новых энергетических мощностей, которые смогут покрыть возникший в последнее время дефицит электроэнергии, который, как признают многие эксперты и аналитики, стал основным сдерживающим фактором развития страны в целом – промышленности, строительства (в частности, жилья), а также сферы коммунальных услуг. В каком-то смысле речь может идти о возрождении («дежа вю») старого идеологического бинома: «Развитие страны – это (суверенная) демократия плюс обновление энергетики!».

Последнее время в России стал наконец-то повышаться престиж качественного инженерного образования. Ведущие вузы страны, включая и вузы энергетического профиля, возрождают, а чем-то и развивают лучшие традиции отечественного высшего технического образования.

В этом ключе представляется возможным рассматривать триаду «энергетика – информатика - образование» как одно из направлений развития, где Россия может и должна занять лидирующие позиции в мире или хотя бы в постсоветском пространстве.

Сегодня трудно найти энергетическое предприятие или образовательное учреждение, которое оказалось бы вне сферы интенсивного использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) для управления своей деятельностью, организации и проведения учебного процесса, подготовки и переподготовки персонала. Многие предприятия и вузы широко представлены на сайтах и порталах Интернета, где можно получить сведения о структуре предприятия и вуза, его подразделений, об истории и текущей деятельности.

Если говорить о вузах и учебных комбинатах при энергопредприятиях и энергообъединениях, то ими все большее внимание уделяется разработке электронных образовательных ресурсов и применению дистанционных образовательных технологий, основанных на ИКТ. По мере развития этого направления становится очевидна системообразующая роль электронных образовательных ресурсов для распространения новых технологий обучения. Все это позволяет, в частности, филиалам ведущих энергетических вузов, энергетическим колледжам, а также региональным вузам, не в полной мере располагающих высококвалифицированными преподавательскими кадрами и современными лабораторными стендами, а также многочисленным курсам повышения квалификации персонала энергетики и другим образовательным учреждениям иметь доступ к современным ИТК. Создание электронных образовательных ресурсов не сводится к простому копированию печатных изданий на электронные носители информации, а требует использования подходов, учитывающих возможности современных ИКТ.

В Московском энергетическом институте (техническом университете) при участии специалистов-энергетиков в течение ряда лет проводится целенаправленная работа по созданию и применению электронных образовательных ресурсов. В процессе этой работы удалось определить общие требования к структуре и содержанию электронных образовательных ресурсов, детализировать эти требования для различных видов ресурсов, сформулировать условия создания и применения электронных ресурсов в рамках различных форм обучения.

Основным видом ресурсов для обучения с применением электронных образовательных технологий являются электронные учебно-методические комплексы (e-УМК), которые должны включать полную совокупность средств, достаточных для самостоятельной работы студентов по изучении конкретной учебной дисциплины при консультационной поддержке их работы преподавателями. В составе e-УМК могут входить электронные мультимедийные учебники и справочники с интерактивной работай с формулами, графиками и таблицами, электронные задачники, виртуальные и реальные (с удаленным доступом) лабораторные практикумы, системы тестирования, методические указания по использованию e-УМК и др.

Два примера.

Основа мировой и отечественной энергетики – это теплоэнергетика: ТЭС и АЭС, основным рабочим телом которых является вода и водяной пар. Проектирование и эксплуатация таких электростанций немыслимы без знания теплофизических свойств теплоносителей, рабочих тел и конструкционных материалов. В МЭИ разработаны получившие мировое признание программы расчета данных параметров (www.wsp.ru), доступ к которым возможен помимо прочего (PC, notebook) и через «студенческие» карманные компьютеры (PDA), имеющие вход в интернет. В МЭИ оборудовано несколько зон беспроводного Wi-Fi выхода в интернет и не за горами время, когда не только все помещения университетов, но и целые города будут охвачены подобной связью, что мы уже видим на Западе. На рис. 1 показано, как можно войти на сайт «сертифицирующей» подобные интернет-расчетные ресурсы организации (в нашем случае – на сайт Международной ассоциации по свойствам воды и водяного пара – www.iapws.org), а из данного сайта – на сайт с конкретными сетевыми расчетами и «снять» с него карманным компьютером на семинаре или в учебной лаборатории нужный расчет – свойства водяного пара при заданных давлении и температуре.

Рисунок 1. Свойства теплоносителей энергетики на ладони студента

В МЭИ интенсивно развивается данное новое направление ИКТ – предоставление расчетных методик с удаленным доступом по технологии Mathcad Application/Calculation Server, а также предоставление удаленного доступа к чертежам и трехмерным анимированным моделям энергетических объектов и др.

Кроме интернет-сервиса, МЭИ предоставляет инженерам-энергетикам и студентам большой блок информации на дисковых носителях с открытием части информации в корпоративных сетях и в Интернете. На рис. 2 отображены три экранные формы так называемой «Электронной энциклопедии энергетики», которая широко используется для подготовки и переподготовки персонала энергетической отрасли России и стран СНГ.

Рисунок 2. Работа с «Электронной энциклопедией энергетики»

В «Энциклопедию» входит комплекс обучающих и контролирующих программ, а также набор тренажеров для персонала энергетики, надежность, экономичность и бесперебойность работы которой во многом определяет качество нашей повседневной жизни и, как уже отмечалось, темпы развития всей страны.

В МЭИ на каф. ТВТ создаются для энергетики также и тренажеры по водоподготовительному оборудованию и водной химии электростанций, по установкам переработки сточных вод и хранению реагентов, а также по тепловым сетям.

В МЭИ созданы электронные образовательные ресурсы и в других направлениях – по естественнонаучным дисциплинам, по направлению подготовки «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», «Радиотехника», по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Создаются также и автоматизированные лабораторные практикумы с удаленным доступом по компьютерным сетям и инструментальные средства разработки электронных образовательных ресурсов – специализированные и общего плана.

Полное описание информационных образовательных ресурсов МЭИ и вузов-партнеров можно найти на сайте www.pilab.ru – сайте политехнической интернет-лаборатории (рис. 3) и на сайте www.trie.ru – сайте «Электронной Энциклопедии Энергетики».

Рисунок 3. Портал МЭИ «Политехническая интернет-лаборатория»

Кроме того, Издательский дом МЭИ выпустил книгу «Информатизация инженерного образования: электронные образовательные ресурсы МЭИ», которую можно заказать (MaslovSI@mpei.ru, тел./факс: (495) 362-89-07) или «скачать» с сайта www.pilab.ru.

Литература:

1.            Очков В.Ф. Расчет технологических процессов водоподготовки с использованием персональных компьютеров. – М.: Издательство МЭИ 1990. – 102 с.: ил.

2.            Мартынова О.И., Никитин А.В., Очков В.Ф. Водоподготовка: Расчеты на персональном компьютере. – М.: Энергоатомиздат: 1990. – 216 с.: ил.

3.            Обучающий, контролирующий и тренажерный автоматизированный комплекс для персонала химических цехов ТЭС и АЭС / Л.А. Зайцева, А.С. Копылов, А.В. Очков, В.Ф. Очков и др. // Вестник МЭИ – 1995. – № 5. – С. 15–48.

4.            Тренажер персонала химцехов ТЭС и АЭС «Известкование и коагуляция воды в осветлителе» / А.В. Очков, В.Ф. Очков, А.П. Пильщиков и др. // Теплоэнергетика. – 1997. – № 6. – С. 23–25.

5.            Очков А.В., Очков В.Ф., Рахаев М.А. Новая концепция и новая среда разработки мультимедийных электронных учебников для подготовки персонала химических цехов электрических станций // Теплоэнергетика. – 1998. – № 10. – С. 53–58.

6.            Тренажеры аппаратчика водоподготовки электростанции / М.А. Рахаев, А.В. Очков, В.Ф. Очков и др. // Теплоэнергетика. 1998. – № 7. – С. 68–72.

7.            Очков В.Ф. Раздел 5.5.2. «Решение инженерно-технических задач в среде Mathcad» справочника «Теплоэнергетика и теплотехника» Т. 1 Общие вопросы./ Под общей ред. А.В. Клименко и В.М. Зорина. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательство МЭИ – 1999. – 528 с.: ил. ISBN 5-7046-0512-5 (кн. 2).

8.            Очков В.Ф., Утенков В.Ф., Орлов К.А. Теплотехнические расчеты в среде Mathcad // Теплоэнергетика. – 2000. – № 2. – С. 73–78.

9.            Вариантные подходы к моделированию аварийных ситуаций в компьютерных программах-тренажерах (на примере "Энциклопедии физико-химических технологий ТЭС) / В.Ф. Очков, А.С. Копылов, В.А. Федотова и др. // Теплоэнергетика. – 2000. – № 9. – С. 38–42.

10.        Ситуационный тренажер по ликвидации нарушений водно-химического ре-жима ТЭЦ с турбинами Т-100-130 / А.С. Копылов, В.Ф. Очков, Н.Ю. Певнева и др. // Новое в российской электроэнергетике. – 2000. – № 8. – С. 32–36.

11.        Автоматизированная технология противоаварийных тренировок при нарушении водно-химических режимов блочных станций / А.С. Копылов, В.Я. Каплина, В.Ф. Очков и др. // Вестник МЭИ – 2002. – № 2. – С. 22–28.

12.        Анализ изотерм ионного обмена с использованием пакета Mathcad / В.Ф. Оч-ков, А.П. Пильщиков, А.П. Солодов и др. // Теплоэнергетика. – 2003. – № 7. – С. 13–18.

13.        Очков В.Ф., Кауркин В.Н., Писков В.Н. О развитии методов изучения энергооборудования с помощью средств компьютерной графики // Международная конференция "Информационные средства и технологии": Тр. конфер. М.: Издательство МЭИ – 2004. – Том. 2. – С. 71–74.

14.        Александров А.А., Орлов К.А., Очков В.Ф. Исследование схем парогазовых установок с впрыском водяного пара в газовый тракт на основе разработанных прикладных программ по свойствам рабочих тел ПГУ // Новое в российской электроэнергетике. – 2004. – № 4. – С. 28–37.

15.        Очков В.Ф. Открытые расчеты процессов водоподготовки в Интернете // Энергосбережение и водоподготовка. – 2004. – № 3. – С. 72–73.

16.        Александров А.А, Очков В.Ф., Орлов К.А. Уравнения и программы для расчета свойств газов и продуктов сгорания // Теплоэнергетика. – 2005. – № 3. – С. 48–55.

17.        Очков В.Ф., Кауркин В.Н., Писков В.Н. Применение новых возможностей графической оболочки TWT Shell для изучения энергооборудования. // Международная научно-практическая конференция «Информационные средства и технологии»: Тр. конфер. – М. – 2005. – Том 2. – С. 111–113.

18.        Очков В.Ф., Осипов О.Г., Волокитин М.В. Новые подходы при публикации в корпоративной сети энергетики отраслевых стандартов и других руководящих документов с расчетной составляющей // Новое в российской электроэнергетике. – 2005. – № 10. – С. 26–30.

19.        Очков В.Ф. Теплотехнический справочник в Интернете // Новое в российской электроэнергетике. – 2005. – № 5. – С. 48–54.

20.        Александров А.А., Орлов К.А., Очков В.Ф. Математические пакеты – новые подходы при расчетах процессов термодинамики и других научных дисциплин // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. – 2005. – № 11–12. – С. 80–87.

21.        Использование компьютерной программы «Видеосюжеты по технике безопасности и нарядной системе на электростанции» при проведении соревнований оперативного персонала блочных ТЭС Мосэнерго / С.А. Пронин, Г.Х. Галиуллин, Г.Ю. Кондакова, К.А. Орлов, А.В. Очков, В.Ф. Очков // Вестник МЭИ – 2005. – № 5. – С. 54–60.

22.        Очков В.Ф., Пильщиков А.П., Чудова Ю.В. Открытые расчеты по ионитам // Энергосбережение и водоподготовка. – 2006. – № 1. – С. 15–17.

23.        Грибин В.Г., Очков В.Ф. Корпоративный атлас энергетического оборудования: проблемы и решения // Новое в российской электроэнергетике. – 2006. – № 2. С. 42–49.

24.        Очков В.Ф. Математические пакеты и сетевой интерактивный теплотехнический справочник: проблемы и решения // Теплоэнергетика. – 2006. – № 6. С. 71-77.

25.        Очков В.Ф., Орлов К.А. Сетевые расчеты для энергетики. Материалы докладов Национальной конференции по теплоэнергетике (НКТЭ-2006) 4-8 сентября 2006 г., Казань, Исследовательский центр проблем энергетики. КазНЦ РАН, 2006 г. - Т. I, стр. 159-162

26.        Очков В.Ф., Певнева Н.Ю., Писков В.Н., Сметанин Д.С. Комплексный компьютерный тренажер для персонала электростанции. Материалы докладов Национальной конференции по теплоэнергетике (НКТЭ-2006) 4-8 сентября 2006 г., Казань, Исследовательский центр проблем энергетики. КазНЦ РАН, 2006 г. - Т. II, стр. 144-148

27.        Грибин В.Г., Очков В.Ф., Писков В.Н., Пастухова М.В. Вопросы применения информационных технологий в практической деятельности энергетических предприятий. Материалы докладов Национальной конференции по теплоэнергетике (НКТЭ-2006) 4-8 сентября 2006 г., Казань, Исследовательский центр проблем энергетики. КазНЦ РАН, 2006 г. - Т. II, стр. 20-21

28.        Очков В.Ф., Чудова Ю.В. Новые информационные технологии для водоподготовки. Журнал «Сантехника, отопление, кондиционирование», № 8, 2006 г., С 16-21

29.        Очков В.Ф. Тренажерно-обучающий комплекс для тепловых сетей // Сборник научных трудов института проблем энергетики им. Г.Е.Пухова. Киев, 2006, том 1, С. 97-99

Сведения об авторе:

Очков Валерий Федорович, д.т.н., профессор каф. Технологии воды и топлива Московского энергетического института (ТУ). Адрес: 111250, Россия, Москва, Красноказарменная ул., д. 14. E-mail OchkovVF@mpei.ru. Тел./факс: +7 (495) 362-71-71. Web-сайт: http://twt.mpei.ac.ru/ochkov